Федерация лыжных гонок города Москвы - Официальный сайт

   
 
 
 
Главная страница
 
Новости Федерации
 
Новости лыжного спорта
 
Календарь лыжных гонок
 
Марафон Кузина-Барановой
 
Проведение соревнований
 
Новости лыжероллеров
 
Официальные документы
 
  • Аккредитация Федерации
  •  
  • Правила лыжных гонок
  •  
  • Заседания Президиума ФЛГМ
  •  
  • Приказы по судьям
  •  
    О Федерации
     
  • Обращение Президента ФЛГМ
  •  
  • Президиум ФЛГМ
  •  
    Информация
     

    Обратная связь
     

    Поиск по сайту
     

     
     

     

     

     
     

    ВНИМАНИЕ!
    Здесь может быть
    размещена Ваша
    реклама
     
    Подписаться на рассылку:
     
     

    Подготовка лыжных трасс профессиональной бригадой РОО «ФЛГМ»

    Краткое руководство и коммерческое предложение  по подготовке и эксплуатации лыжных трасс  профессиональной бригадой РОО  «ФЛГМ» с использованием специализированной снегоуплотняющей техники

    Подготовка лыжных трасс (общие положения)

     

    Специально подготовленную для передвижения на лыжах местность называют ЛЫЖНОЙ ТРАССОЙ. Количество и характер подъемов, спусков и равнинных участков, их чередование определяют ту или иную степень трудности трасс.

    Лыжные трассы прокладывают, как правило, на местности с пересеченным рельефом, основными компонентами которого являются подъемы, спуски и равнинные участки. На трассе с различным рельефом соревновательная скорость изменяется от 2-3 м/с на подъемах до 14-16 м/с и более на спусках.

    Отмеренное на трассе расстояние называют ДИСТАНЦИЕЙ. Например, по 5-километровой трассе могут проходить различные по длине дистанции – 5, 15, 50 км и более. В настоящее время предпочтение отдают проведению соревнований, даже на марафонские дистанции, по укороченным трассам, что значительно повышает их зрелищность и, следовательно, популярность. Длина тренировочной и соревновательной дистанции в зависимости от возраста, пола и квалификации лыжников может быть от 1-2 до 70 км и более.

    Два параллельно идущих лыжных следа на трассе – это ЛЫЖНЯ. Ее параметры по ширине следа, глубине и расстоянию между центрами каждого следа регламентированы правилами соревнований. При машинном способе подготовки трасс эти параметры задаются специальным лыжным резаком.

    Близкий к этим характеристикам след оставляет и группа лыжников  при передвижении по нетронутому снежному покрову (если лыжня прокладывается людьми).

    Снежное полотно с одной или несколькими лыжнями – это ТРАССА ДЛЯ КЛАССИЧЕСКОГО СТИЛЯ, ширина которой при проведении соревнований должна быть не менее 3 м.

    Хорошо укатанное, достаточно жесткое снежное полотно шириной не менее 4 м и с лыжней сбоку – это ТРАССА ДЛЯ СВОБОДНОГО СТИЛЯ.

    Длину трассы рекомендовано измерять вручную стальным шнуром (рулеткой) длиной около 50 м, используют также электронные измерительные приборы и дистанциомеры разной конструкции (измерительное колесо, например). Угловые и высотные характеристики подъемов и спусков определяют угломерными и высотомерными приборами.

    На карте местности изображают СХЕМУ ТРАССЫ, по которой строят ее профиль.

    При построении ПРОФИЛЯ ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ изучают масштаб карты, находят начало и окончание трассы, направление движения по ней,  общую протяженность, затем устанавливают самую высокую и самую низкую точки на трассе. С учетом этих данных определяют размерность координат.

    Профиль лыжной трассы наглядно отображает количество, характерные признаки, последовательность и сочетание подъемов, спусков, равнинных участков на трассе, проложенной по пересеченному рельефу.

    Основными характеристиками рельефа лыжных трасс являются следующие показатели высота подъема (спуска) – H;

    1)      максимальный подъем – МС;

    2)      перепад высоты – НД;

    3)      сумма перепадов  высот – ТС;

    4)      длина подъема (спуска) – l;

    5)      средняя крутизна подъема (спуска) –

    < α;

    Высота подъема (спуска) – это расстояние по вертикали между высшей и низшей точками одного подъема (спуска).

    Максимальный подъем – это наибольший по высоте подъем на данной трассе

    Перепад высоты – это расстояние между самой высокой и самой низкой точками на всей трассе.

    Сумма перепадов высот находится сложением высоты всех имеющихся на трассе подъемов.

    Длина подъема (спуска) определяется  расстоянием по горизонтали между крайними точками склона.

    Средняя крутизна подъема (спуска) находится из отношения высоты подъема (спуска) к его длине и выражается по правилам FIS в процентах:

    < α = H:L · 100%.

    Подготовка лыжных трасс начинается задолго до выпадения снега, чтобы даже при незначительном снежном покрове передвижение на лыжах было безопасным. Необходимо заблаговременно заготовить инструменты и технику для земляных работ. Трассу достаточной ширины расчищают от камней, остатков деревьев, веток, пней, корней, сучьев. По согласованию со службами лесничества к предельно возможному минимуму сводят вырубку деревьев и кустарников. Главная задача при выборе местности для трассы – максимально сохранить лесопосадки, которые создают экологически благоприятные природные условия для занятий лыжами.

    В зависимости от степени защищенности лесом трассы делят на открытые и закрытые. Открытой считается трасса, более одной трети которой проходит по местности, не защищенной лесом, полосами деревьев, густым кустарником, рельефом местности, постройками и т.д. Предпочтение всегда отдают проложенным в лесной живописной местности закрытым трассам.

    Если трасса проходит через водоемы и другие водные протоки, через них обязательно возводят надежные и прочные мосты. Перед непосредственным входом на мост нельзя допускать резких изменений направления движения, т.е. крутых поворотов.

    Особенно тщательно готовят участки спусков и поворотов на них. Зимой трассу постоянно очищают от сучьев, остатков деревьев.

    Чтобы лыжни для классического стиля и снежное полотно для коньковых ходов выдержали прохождение многочисленных лыжников, требуется продолжительная предварительная зимняя подготовка. Она заключается прежде всего в своевременном и регулярном уплотнении снежного покрова на всей трассе с помощью специальных тяжелых машин, а при их отсутствии – непосредственно лыжниками. Машины или лыжники уплотняют снег, выравнивают мелкие провалы и другие опасные неровности. Выполнять такую работу на местности, пролегающей по оврагам, буграм, лесным тропам, через водоемы и другие естественные препятствия, крайне сложно. Полотно трассы должно обрабатываться с каждым выпадением снега. Если уплотнять трассу только перед соревнованиями, то под полотном образуется слой рыхлого снега, и при прохождении уже первой группы участников оно разбивается. Уплотнение снежного покрова – чрезвычайно трудоемкая работа, которую еще более усложняет выпадение зачастую непредсказуемого по времени и количеству снега, да еще в сочетании с ветром, который сбивает ветки с деревьев и засоряет ими трассу.

    На лыжных трассах для классического стиля лыжни прокладывают или нарезают специальным приспособлением – резаком. При свободном стиле готовят хорошо укатанное снежное полотно, а лыжню прорезают сбоку вдоль всей трассы с таким расчетом, чтобы лыжники, использующие разрешенные в свободном стиле как коньковые, так  и классические способы передвижения, не мешали друг другу.

    Постоянная подготовка действующих соревновательных, тренировочных и прогулочных трасс – длительный многолетний беспрерывный процесс с большим объемом работы. Сразу выбрать и подготовить достойную трассу невозможно, она требует ежегодной и постоянной обработки.

    Каждый лыжник выбирает трассу с учетом подготовленности и поставленных задач.

    Подготовить достаточно протяженную лыжную трассу можно и на площадке ограниченного размера, например на школьном мини-стадионе. Наиболее рациональным способом прокладки трассы на небольших по размеру участках местности является принцип закручивающейся-раскручивающейся

    спирали, который позволяет проложить трассу длиной 3-5 км и более, максимально плотно используя территории. А если площадка расположена на пересеченной местности с невысокими горками, то на трассе будет несколько небольших подъемов и спусков. Удлинить трассу на ограниченной по размерам местности позволяет и параллельный способ прокладки лыжней.

    В правилах соревнований по лыжным гонкам в соответствии с требованиями  Международной федерации лыжного спорта установлены допустимые пределы параметров рельефа трасс лыжных гонок с учетом возраста, пола и спортивной квалификации участников, масштаба соревнований, длины дистанции.

    Соревновательные и тренировочные трассы для лыжников высокой квалификации прокладывают чаще всего по сильнопересеченному рельефу местности.

    В соревнованиях и тренировках юных лыжников и лыжников-любителей, в массовых лыжных гонках предпочтение отдается слабопересеченным и пересеченным трассам. Именно на таких трассах проводят самые массовые в нашей стране соревнования – «Лыжню России».

    В передвижении на лыжах физкультурно-оздоровительной направленности используют в основном слабопересеченные и равнинные трассы.

     

    Предсезонная подготовка трассы.

    Камни, корни, кусты, пни и тому подобные препятствия должны быть убраны. Особое внимание следует уделять участкам спусков и ограждению поворотов там, где это необходимо – еще и «отсыпка контруклонов».

    Лыжная трасса зимой требует особой подготовки для того чтобы:

    ·        

    создавать и поддерживать ровную, плотную снежную поверхность;

    ·        

    разрыхлять поверхность снега на трассе,  если  «смерзлась»;

    ·        

    укатывать и уплотнять верхний слой снега, если трасса рыхлая (в результате оттепели или снегопада);

    ·        

    убирать «волну», возникающую на лыжне для классического хода;

    ·        

    убирать продольный бугор, возникающий на трассе для конькового хода;

    ·        

    препятствовать быстрому сходу снега весной, тем самым;

    Снег на лыжной трассе в процессе ее эксплуатации подвергается следующим

    воздействиям:

    ·        

    со временем – снег «стареет»;

    ·        

    меняются перепады температур в зависимости от погоды;

    ·        

    меняются перепады дневных и ночных температур;

    ·        

    изменяется влажность;

    ·        

    солнечное излучение

    В основе процесса подготовки снежных поверхностей, в частности – лыжных трасс, лежит процесс уплотнения кристаллов снега.

    Часто встречающимся заблуждением является то, что снег уплотняется весом, по типу того, как каток - асфальтоукладчик создает полотно дороги.

    Удивительно то, что удельное давление на снег снегоходов и снегоуплотняющих машин (оно измеряется в давлении на единицу площади) – может быть меньше (50-100 г/кв.см), чем у пешехода (от 200 и выше г/кв.см), или у лыжника-спортсмена, движущегося коньковым ходом на «закантованной» лыже (150-200 г/кв.см).

    Уплотнение снега происходит тогда, когда снег при помощи фрезы или зубьев бороны подвергается перемешиванию, в результате чего снежинки теряют свою «ветвистость», частицы снега измельчаются и ложатся компактнее в толще. Дневное колебание температуры и изменения влажности вносят свое – снег смерзается.

    Продавить и уплотнить всю толщину сугроба снега – очень непросто, поэтому единственный разумный способ уплотнения снежного покрова – подготовка каждого слоя выпавшего снега, желательно по несколько раз.

    Основные факторы, определяющие качество подготовки лыжной трассы:

    ·        

    оборудование, которым готовиться лыжная трасса

    ·        

    частота подготовки лыжной трассы

     

     

    Оборудование для подготовки лыжных трасс

    Для подготовки лыжных трасс зимой используется следующая специальная техника с навесными приспособлениями: 

    ·        

    легкая – снегоходы с бугрорезами, гребенкой и резаком;

    ·        

    тяжелая – ратраки с бугрорезом и фрезой.

    Полный цикл работ для эксплуатации  лыжных трасс в зимний период состоит из трех этапов, которые выполняются в строгой последовательности друг за другом: 

    ·        

    1-й – снегоуплотнительные работы, 

    ·        

    2-й – выравнивание полотна трасс,

    ·        

    3-й – нарезка лыжни.

    Ратраки – эти машины идеально подходят для подготовки лыжных трасс. Ограничивающими фактами являются относительная дороговизна и необходимость иметь снежный покров толщиной от 25 сантиметров

    Снегоходы – более бюджетный вариант. К примеру наш отечественный буран, вместе с которым используется прицепное оборудование:

    Каток – при  подготовке полотна трассы с первого снегопада и в сложные условия – большой снегопад или сильная оттепель.

    Борона – при подготовке полотна трассы, когда снег на трассе есть, выравнивает трассу как в продольной, так и в поперечной осях, срезая снежные неровности и заполняя углубления.

    Резак для подготовки классической лыжни: они бывают как выдавливающие (используются для прокладки лыжни по мягкому свежевыпавшему снегу), так и режущие, которые используются на более жестких, хорошо укатанных  трассах. Трассу необходимо готовить регулярно. В Скандинавии трассы готовят ежедневно, притом, что протяженность их на некоторых курортах заходит за 100 км. Желательно готовить трассу не менее трех раз в неделю, а в снегопад, каждый день, пока идет снег. Даже если снег не идет, а стоит ясная, морозная погода, трассу необходимо готовить!

     

    Порядок подготовки трассы:

     

    Обязательными для выполнения являются следующие требования:

    ·       

    На одной трассе снегоуплотнительные работы по всем трем этапам должны выполняться полностью в один день и не могут быть перенесены на другой день.

    ·       

    Кромки (краевые части) трасс с самого первого цикла снегоуплотнительных работ в начале сезона и до последнего в конце сезона должны быть закатаны по всей ширине «под обрез» с растущими деревьями, а на открытых участках-на установленной средней ширине трассы плюс 1 м

    ·       

    Не допускается оставление «гребешков» и непрокатанных участков. 

    ·       

    Финишные и стартовые створы трасс должны быть укатаны по всей ширине с особой тщательностью. 

    ·       

    Участки полотна, где совмещаются две и более трассы, должны быть заранее обозначены ветками или специальными разметочными лентами.

    Подготовка трасс для классического стиля

    ·       

    При нарезке лыжни следует руководствоваться требованиями, изложенными в пункте 19.3 Правил соревнований по лыжным гонкам

    ·       

    Лыжня должна быть подготовлена таким образом, чтобы управлять лыжами и скользить на них можно было без эффекта бокового торможения какой-либо частью крепления. Расстояние между правой и левой лыжнями  должно равняться 17 – 30 см, если измерять от середины каждой лыжни. Глубина лыжни должна составлять 2 – 5 см даже на жестком снегу. Если используется 2 и более лыжни, расстояние между ними должно быть 1 – 1,2 м, если измерять от середины каждой лыжни.

    ·       

    Категорически не допускается нарезка лыжни на поворотах, где скорость лыжников слишком высока, чтобы удержаться на лыжне. В этих местах лыжня прерывается не менее чем за 30 метров до входа в поворот и возобновляется не менее чем через 10 метров после поворота.

    ·       

    Лыжня нарезается в правой части трассы, не ближе чем в 1 метре от ее кромки. В каждом следующем цикле (кроме освещенной и прогулочных трасс) лыжня нарезается левее предыдущей на 30 см, но не левее середины (осевой линии) трассы. После этого нарезка вновь начинается с крайнего правого положения. На спусках лыжня нарезается посредине трассы.

    ·       

    На освещенной трассе нарезаются две параллельные лыжни в прямом и обратном направлениях. Расстояние между ними должно составлять 1 – 1,2 м.

    ·       

    Для качественной прорезки лыжни на требуемую глубину по всей длине трассы нагрузка на резак должна соответствовать плотности снега.

     

    Подготовка трасс для свободного стиля

     

    На трассах, подготовленных для передвижения свободным стилем трасса должна быть шириной не менее 4 м. Лыжня на участках спуска должна следовать идеальной линии трассы.

    Всю подготовку лучше проводить вечером, в темное время – меньше шанс встречи с лыжниками, а самое главное – снег за ночь смерзнется, трасса будет качественной и жесткой.

     

     

    Разметка трассы

     

    Маркировка трассы должна быть такой, чтобы у катающихся не возникло сомнения, куда двигаться дальше. Километровые отметки должны отображать общую дистанцию, пройденную по трассе. По возможности должен быть отмечен каждый километр.

    Развилки и пересечения на трассе должны быть четко размечены, а неиспользуемые части трассы должны быть отгорожены.

    Стадион для лыжных гонок

     

    Территория стадиона

    Оптимальными размерами территории стадиона являются следующие: ширина 50 – 75 м, длина – 150 – 250 м. Стадион для лыжных гонок должен иметь хорошую продуманную зону старта и финиша. Стадион должен представлять собой единый функциональный объект, разделенный и контролируемый там, где это необходимо, воротами, заграждениями и

    маркированными зонами. Он должен быть подготовлен таким образом, чтобы:  участники могли проходить через него несколько раз, при этом транзитная зона не должна проходить через зону финиша и

    старта.

     

    ЭКОНОМИКА ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ В ОБЩИХ ЧЕРТАХ

     

    Пример — трасса 15 км со срезками на 3-5-10 км. Ширина 4-5 метров — 3 ширины бороны на коньковой полосе и классическая лыжня — по краю.

    • Один выезд — 4 часа с переодеванием, заправками и т.п. — исходя из этого формируется фонд зарплаты работника.
    • Зима в средней полосе России — 15 недель в среднем по 4 выезда в неделю (с учетом снегопадов и соревнований) = 60 выездов по 50 км (со срезками и т.п.) = 3.000 км пробега за зиму с затратами на горючее, масло, ТО, ремонт и амортизацию снегохода и прицепных орудий.
    • Жизненный цикл снегохода и орудий лучше считать на 5 лет. 

    Стоимость 1-го  км профессионально подготовленной трассы в пределах города Москвы от 4500 до 5000  рублей, в зависисмости от удаленности от основной базы РОО «ФЛГМ» (транспортировка снегоуплотняющей техники).

    РОО «ФЛГМ» готова представить к использованию три снегоуплотняющие машины типа «Буран» и один «Ратрак» с профессиональной бригадой специалистов, прошедших соответствующую сертификацию.

    С уважением, исполнительный директор

    РОО «ФЛГМ» Артамонова Ирина

     

    Вы можете связаться с нами по следующим координатам:

    Телефон и факс:   +7 (499) 166-48-99

    +7 (916) 636-37-10     Ирина artamonova1@mail.ru

    +7 (916) 782-07-57     Андрей tyurin11@mail.ru   

    О нас

    Наши услуги

    Подготовка лыжных трасс

    Портфолио

    Фотографии

    Спонсорское предложение

     

     

     


      Новости

    Новости Федерации

    Новости лыжного спорта

    Результаты лыжных гонок

    Новости лыжероллеров

    Яндекс.Метрика © 2004-2016, ФЛГМ ФЛГМ © Федерация лыжных гонок Москвы